Главная
Древнерусское поселение

Рейтинг@Mail.ru

Индия: Ганготри, Бхочбаса, Гомук, Тапован

В Ришекеше мы арендовали джип с водителем (это обошлось примерно в 400 дол. на 10 дней) и отправились дальше, в горы. Передвигаться на джипе оказалось не быстрее, чем на автобусе, т.к. автобус отправляется ранним утром, поэтому к вечеру прибывает в конечный пункт. А имея в распоряжении джип мы не спешили, поэтому не успевали преодолеть за день намеченного расстояния, а скорости автобуса и автомобиля сравнимы. Дорога от Ришекеша до Ганготри представляет собой сплошной серпантин, прямые участки на ней отсутствуют. Поэтому средняя скорость движения на таких дорогах 20 км в час, и она является постоянной скоростью: перед поворотом водитель сигналит, и если не дожидается ответного сигнала, то минует их, не снижая скорости. Дороги ровные, но узкие, и машины обычно едут по середине такой дороги, а встречные разъезжаются на расстоянии не больше 20 см.

Я сидела за водителем, и всю дорогу прятала ноги при виде встречной машины - мне казалось, что каждая из них сейчас въедет в бок нашей, так близко они проходили друг к другу. В конце первого дня пути я подошла к нашему водителю сказала, что такого замечательного водителя как он, я еще не видела – так меня впечатлило его мастерство вождения и ловкость, с которой удается избежать кажется неизбежного столкновения с внезапно возникающей машиной за поворотом. С мотоциклистами на дорогах вообще не считаются – если при встрече двух машин водители стараются разъезжаться – каждый на свою полосу, то мотоциклисту при виде встречного автомобиля и особенно автобуса приходится прижиматься так близко к обочине либо к скале, что кажется чуть дрогни у того рука, аварии не избежать.

Дорога в Ганготри живописная, привлекают внимание земледельческие террасы на склонах. Полевыми работами заняты в основном женщины – идет по дороге огромная копна сена, а снизу из под нее выглядывает женское платье.

До Ганготри мы не доехали 20 км, заночевав по пути в Bhaironghati . Стемнело, а в темноте эти 20 км казались непреодолимыми. В Bhaironghati есть интересный храм – в углублении в земле. Чтобы в него войти, нужно спуститься вниз, под землю. Света ходила ночью гулять по поселку, и при свете луны обнаружила этот храм, еще более таинственный в темноте. Под окнами нашего отеля в Bhaironghati все утро женщина молотком разбивала камни. Потом я обратила внимание на сушащиеся рядом бетонные блоки, сделанные на основе этих разбитых камней. Т.е. можно сказать, что эта женщина представляла собой кирпичную фабрику. Так дешев здесь ручной труд, что кажется нет необходимости в усовершенствовании орудий труда. Вообще, я обратила внимание, что тяжелые работы в Индии выполняют в основном женщины. Они и расчищают завалы на дорогах, транспортируют на голове бревна и подносы с камнями при строительстве, носят на голове либо на плече огромные кувшины с питьевой водой. Однажды я видела женщину, возвращавшуюся с реки: она несла на голове ведро литров под 20 с водой, на ведре лежала доска, а на ней выстиранное в реке белье.

В Ганготри мы запаслись еще теплыми вещами – после того, как прячется за гору солнце, а прячется оно тут довольно рано, становится прохладно. Мы решили взять носильщика, к чему я вначале отнеслась скептически, а потом была рада, т.к. идти с легким рюкзаком оказалось очень приятно. Я читала рассказ в сети, что парень прошел путь к Гомукху и обратно за один день, но прикидывая по дороге наши силы, понимала, что это очень трудно, для нас можно сказать невозможно. Тропа к Гомукху идет довольно высоко от Ганга, поэтому отдыхать и купаться в Ганге по дороге оказалось проблематичным, т.к. спускаться вниз далеко. Тропа эта очень оживленная, множество паломников движутся по ней в окружении носильщиков, либо налегке. В основном люди идут пешком, но некоторые едут на ослах. Но на ослах обычно передвигаются надутые серьезные индусы, высокомерно глядящие на проделывающих этот путь пешком, либо европейцы. Нас удивила встреченная процессия, в которой 4 индуса несли на плечах сидящую в деревянном кресле европейскую девушку. Видимо, девушке захотелось почувствовать себя королевой. Вместе с нами на тропе оказалось на удивление много русских: мы встретили мужчину из Москвы, и троих из Киева. Такое было паломничество русских к месту, где Ганга спадает с небес на землю.

По пути к Гомуку - леднику, с которого начинается один из притоков Ганга Bhagirthi

Путь к Гомуку природа Гималаев в окрестностях Ганготри около Бхочбасы

25 километровый путь из Ганготри на Тапован занял у нас 2 дня. Ночевали мы в поселке Бхочбаса (3792 м) в палаточном отеле. Тут уже высоко, поэтому ночи холодные.

Отель в Бхочбасе. ашрам на пути к Гомуку ребята с интересом разглядывают ледник Гомук

Ночевали по пути мы в Бходжбасе, в 3 км от ледника. Это место – перевалочный пункт на пути к леднику. Зимой жизнь в Bhojbasa , как и в нижестоящем Гантотри, замирает. Местные жители уезжают вниз, т.к. дорожное сообщение тут в холодное время года прекращается. В Бходжбасе на выбор места для ночлега, есть что-то типа кафе, в котором мы стали свидетелями столкновения европейцев, собиравшихся курить траву, и местных жителей, которые хотели этому воспрепятствовать. Я встречала информацию, что за курение травы в Индии грозит тюремное заключение, но этим ребятам было море по колено, видимо, из-за особого отношения в Индии к иностранцам, создается иллюзия вседозволенности.

Ильгиз, один из нашей компании, был в Бходжбасе несколько лет назад, но тогда пошел снег, непрекращающийся 3 дня, заваливший все пути выхода отсюда. Тогда их эвакуировали на вертолете. И тут – несколько лет спустя, в тот же день 10 октября он снова в этом горном поселке. Хоть снега тут и не было, но вечером было очень холодно, благо в большой брезентовой палатке, служившей нам тут домом, стояли постели с двумя толстыми ватными одеялами на каждой. Вечером, когда я пошла гулять, я встретила наших знакомых из Украины, которые выкладывали камнями на песке слово ПРИВЕТ, чтобы сфотографироваться на фоне вечернего Ганга.

В некоторых местах дорога к Гомуку проходит прямо по высохшему сейчас руслу реки.

временами дорога ведет по руслу реки около ледника Гомук около Гомука

На следующий день мы быстро дошли до ледника, где фотографировались на фоне впечетляющих глыб голубого льда, Ильгиз искупался, а я не решилась окунуться –обливалась водой из миски. Здесь было много народу, что мне мешало ощутить духовное величие места. Капли тающего льда ледника и яркое солнце создали настроение ранней весны, радостного предчувствия грядущих дней.

Ледник Гомук (здесь по приданию Ганга спускается с небес на землю)

у истока Ганга. купание у ледника ледяные пейзажи у ледника Гомукх Ледник Гомукх сверху (на обратном пути)

Наглядевшись на величественный Гомукх, мы продолжили наш путь. Мы поднялись на ледник, перешли на другую сторону, преодолели крутой подъем на морену. Перепад высот на протяжении 4 км, отделяющие исток Ганга и плато Тапован 550 м. К нашему удивлению, сюда поднималось много народу – группы спортивно одетых индийских мужчин, носильщики с огромными тюками, которые они закрепляют не на плечах, как мы, а на лбу. Подниматься было тяжело, т.к. высота на плато Тапован около 4500 м. Но наверху красота – простор, величественные снежные вершины вокруг. К нашей большой радости, подтвердилась информация о том, что на Таповане живет несколько садху, в пещерах которых мы и ночевали. В пещерах этих индуистские храмы, т.е. горит свеча, на стенах изображения святых. Но на полу – коврики, одеяла – видимо сюда часто пускают переночевать, да и с нами в соседней маленькой комнате спало много индусов носильщиков, мы удивлялись, как они там поместились. Тут то на плато и пригодился мой газовый баллон, за который я так волновалась в самолете и в дальнейшем на неровных дорогах Индии.

Плато Тапован. Высота 4460 м

Отдых около пещеры Бабы на плато Тапован Палаточный лагерь на Таповане. Вид на долину реки Ночь на Таповане в храме Бабы

Мы боялись, что замерзнем на Таповане, но первой ночью нам было наоборот жарко. Пещера небольшая, лежали мы тесно, одев на себя всю теплую одежду, поэтому просыпались от жары и духоты. Ночью, когда ветер стих, и на улице стало не так холодно, мы, спасаясь от недостатка воздуха, выходили из пещеры любоваться огромным звездным небом.
А утром был красивый восход. Особенно хорош на рассвете Шивлинг, по которому медленно сползает тень от стоящей напротив троицы Bhagirathi . Я отошла на гряду где в окружении горных баранов сидела и ждала момента, когда вслед за лучами вылезет солнце, и одарит теплом все вокруг. Правда вместе с солнцем появился и ветер, так что позагорать не удалось.

Восход на Таповане

Тапован. Река с питьевой водой Вид на Шивлинг Shivling Утро на плато Тапован Снежное утро на плато Тапован

Днем мы пошли к горному озеру, находящемуся метров на 300 выше плато. Мы представляли озеро большим и живописным, поэтому были несколько разочарованы, но зато тут не было никого, и мы, спустившись к песочному пляжу, провели несколько часов в спокойствии. На поверхности озера кое-где плавали корочки льда, и лед был у берегов – видимо из-за ночных заморозков. Ильгиз подал пример, и мы со Светой тоже искупались, я – в надежде излечить сильный насморк, которым я и мальчики мучались который день. По склонам вокруг озера стекают ручейки тающего льда, один из них особенно мощный, можно даже назвать его речкой, образует по дороге водопады. Если подойти к нему, можно обнаружить ледяные скульптуры на камнях. Мы поднялись еще выше, на гребень, в надежде лучше разглядеть окрестности, но больше чем видели не увидели, да и ходить было из-за высоты тяжело.

Горное озеро находится на морене, немного выше плато Тапован. Хоть на поверхности воды плавали льдинки, некоторые решились тут искупаться.

Горное озеро над плато Тапован веселье после купания в обжигающе ледяной воде Горное озеро и вершины Bhagirthi

Прогулки вокруг озера

около горного озера на Таповане. Рассматриваем горные вершины вся наша компания один из частых привалов во время прогулки по Таповану

На небе появились тучи. Это нас насторожило, но спускаться вниз было уже поздно, и мы решили остаться на Таповане еще на одну ночь. Хозяйка нашей пещеры сказала, что будет готовить ее к зиме, поэтому нам пришлось искать новую пещеру для ночлега. Нас приютил другой отшельник, из живущих тут.

К вечеру погода окончательно испортилась, небо затянуло тучами и пошел снег. Нам сразу припомнился рассказ Ильгиза о том, что снег может идти несколько дней подряд, поэтому отнеслись безрадостно к неожиданно пришедшей зиме. Баба, у которого мы жили, приготовил обед – чапати (лепешки) и рис с далом (подливкой), и пригласил нас разделить трапезу в свое жилище. Он даже выдал нам ложки, чтобы мы ими ели рис, сами же индусы рис едят обязательно руками, а ложки используют чтобы перемешивать его с подливкой. Мы были рады предложению Бабы, в его пещере было тепло и поэтому уютно, сам он, готовящий на костре лепешки, смотрелся мистически - длинная борода его таинственно светилась в свете костра.

Утром я первая вылетела из пещеры, в нетерпении узнать, прекратился ли снег. Спускаться с плато по заснеженным камням было бы сложно, поэтому я волновалась. К огромной радости взору моему предстало голубое небо и ярко освещенная поднимающимся солнцем вершина Шивлинга. Плато было неузнаваемо: вместо желтого из-за выжженной травы оно было все белое. Мы шутили, что увидели плато Тапован как бы в разные сезоны: летом и зимой. Закутавшись во всю свою теплую одежду, мы ждали появления солнца, которое быстро растопило снег на траве и кустах. Мне очень запомнились эти рассветы на Таповане, ради них я бы осталась здесь еще. Гуляя по плато, я увидела женщину, сидящую на большом камне и нараспев читающую мантры. Никого вокруг, заснеженное плато, сияющие в утреннем свете пики шеститысячников и этот голос создали во мне настроение торжественности и позволили проникнуться величием места.

На обратном пути с Тапована

по дороге с Гомука в Ганготри Утомленные высотой и холодом загадочная находка

На Таповане у меня случались не только приятные потрясения. Гуляя по плато в компании горных баранов, на траве я обнаружила человеческий череп с остатками волос. Невольно задумываешься о судьбе этого безымянного пришельца, нашедшего здесь свой покой.

Снег растаял, и мы довольно резво спустились вниз, в Ганготри, унося в памяти суровую красоту Тапована и величие ледника Гомукх.

Спуск в Ганготри

По живописной горной дороге к Гомуку тянутся поломники дорога к Гомуку Бхочбаса Bhojbasa. Вид с верху

Ганготри находится на высоте 3050 метров, природа по дороге постепенно оживает, появляется растительность и птицы.

прощальный взгляд на Гомук мальчики - погонщики ослов Гималаи осенью. окрестности Ганготри в октябре

P.S. Фотографии, на которых присутствую я, сделаны Барановым Романом. Множество его интересных фотографий и рассказ о поездке:

___________________________________________________________________________
Использование информации только с письменного разрешения автора: m_tanya@mail15.com .
Ссылка на ресурс www.fotoputi.com обязательна.